История создания Гипроречтранса

История института - это летопись большого коллектива, внесшего существенный вклад в развитие речного транспорта и превращение отрасли в высокоразвитый сектор экономики страны.

Создание Института.  Довоенный период

Основные направления улучшения судоходных условий, включая межбассейновые соединения, реконструкции портового хозяйства, устройство гаваней, складских комплексов и строительство объектов и инфраструктуры речного флота, были дальновидно определены еще в плане "ГОЭЛРО.
Приказом Наркомвода СССР № 196 от 05 августа 1931 г. был учрежден Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте - Гипроводтранс, спустя несколько лет переименованный в Гипроречтранс.
В довоенный период по проектам Гипроводтранса – Гипроречтранса были построены причалы в речных и морских портах - Волгограде, Ленинграде, Кандалакше, Сочи, Горьком, сухой док и цеха Мурманского СРЗ и большое количество отдельных цехов и объектов на судоремонтно-судостроительных заводах, разработан проект увеличения судоходных глубин на Волге, на разных стадиях выполнены работы по транспортному освоению рек Енисея и Оби и многое другое. На внутренних водных путях появилось 10 механизированных портов.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны Гипроречтранс был эвакуирован в г. Сенгилей Ульяновской области. С первых дней войны институт приступил к разработке типовых проектов цехов промпредприятий упрощенных конструкций (в дереве) для размещения эвакуированного оборудования из западных районов страны. Уже к концу 1941 года эвакуированные заводы начали работу на новых местах (заводы им. Бутякова, Омский, Новосибирский, им. Октябрьской Революции и многие другие). Одновременно Гипроречтранс выполнял специальные задания по проектированию паромных переправ и причалов для грузов военного назначения.

Послевоенный период развития Гипроречтранса

После войны жизнь требовала создания новых мощностей не только в Центральных бассейнах, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. Так было создано Ленинградское отделение Гипроречтранса, затем отделения института в Новосибирске, Киеве, Горьком.

1950-е годы

С 50-х годов прошлого века институт приступил к планомерному изучению и прогнозированию перспективного развития речных пароходств Центральных бассейнов, охватывающему все сферы деятельности - от перевозок грузов и пассажиров до развития флота, портов, промпредприятий, судоходных путей, средств связи и социальной инфраструктуры в отдельных районах.
Тогда же в Гипроречтрансе был создан отдел научных исследований и экспериментального проектирования, который разработал целую серию конструкций причальных сооружений из тонкостенного сборного железобетона - таврового шпунта, уголкового профиля, сборных массивов - гигантов с надстройкой, колодцев-оболочек большого диаметра из сборных железобетонных плит, разработал методы расчета, осуществил лабораторные исследования конструкций, организовал опытные участки на строящихся объектах с постоянным наблюдением и снятием показаний с заложенных датчиков и выпустил серию типовых проектов причальных набережных из этих конструкций.

1960-1970-е годы

В 60-70-е годы началось бурное развитие инфраструктуры речного транспорта. По проектам Гипроречтранса было построено с применением новых железобетонных конструкций более 45 км механизированных причалов во всех крупных приречных городах от Ростова до Якутска для перегрузки контейнеров, тарно-штучных, навалочных грузов, тяжеловесных, а также на приречных предприятиях других министерств, таких, как "Атоммаш" в Волгодонске, КАМАЗ и ВАЗ на Волге, десятков нефтехимических и калийных комбинатов, цементных и зерновых элеваторов и др.
В 60-е годы было принято решение о реконструкции построенной в 70-х годах 19 века Москворецкой шлюзованной системы, соединяющей р. Москву с Окой и Волгой. Впервые в мировой практике камеры шлюзов были запроектированы Гипроречтрансом из плоских железобетонных плит. Наблюдения показывают, что камеры из сборного железобетона ведут себя после 40 лет эксплуатации надежно.
В связи с ростом грузоподъемности судов и увеличением их длины, шлюз Кочетовского гидроузла, построенного в 1914 году, стал серьезным препятствием для развития судоходства. По проекту института с помощью наплавной конструкции из сборного железобетона без устройства перемычек и перерывов в судоходстве была построена новая голова шлюза и тем самым длина камеры увеличилась. В этот же период на реке Дон был построен Николаевский гидроузел, два шлюза в Ираке на реках Тигр и Евфрат, шлюз в Воронеже, осуществлена реконструкция сооружений Канала им. Москвы в связи с необходимостью увеличения подачи воды в город.
Кроме того, построено и реконструировано много цехов на промпредприятиях и 25 судоподъемных сооружений для всех видов флота.
В середине 60-х годов началось освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Практически все подводные переходы магистральных газопроводов, нефтепроводов и других инженерных коммуникаций через реки Иртыш, Обь, Волга, Кама и другие проектировал Гипроречтранс.
Проектирование подводных переходов через реки Волгу, Дон и Хопер единственного в стране аммиакопровода было поручено Институту специальным решением Госстроя СССР.

1980-1990-е годы

В 80-90-х годах прошлого столетия институт продолжал разработку рабочих чертежей на строительство механизированных причалов в Тюменской области - в Сергино, Лабытнанги, Надыме, Ямбурге, Уренгое для обеспечения доставки грузов при обустройстве нефтегазовых месторождений на Крайнем Севере. Построены причалы на м. Харасавэй, разведаны запасы и выполнены проекты карьеров, обеспечивающих добычу песчаных грунтов для обустройства Заполярного и Южно-Русского месторождений.
Завершилось строительство Константиновского гидроузла на реке Дон, удостоенного премии Совета Министров СССР за строительство по выдающимся проектам. Такой же награды был удостоен проект проходного теплофикационного дюкера диаметром 3 метра через р. Енисей в г. Красноярске.